Как находить географические координаты на карте

Определение координат точек местности (объектов)и целеуказание по карте

как находить географические координаты на карте

Вопросы :

  • Системы координат, применяемые в топографии: географические, плоские прямоугольные, полярные и биполярные координаты, их сущность и использование.
  • Определение географических координат и нанесение на карту объектов по известным координатам.
  • Прямоугольная координатная сетка на топографических картах и ее оцифровка. Дополнительная сетка на стыке координатных зон.
  • Определение прямоугольных координат точек. Нанесение на карту точек по их координатам.
  • Точность определения координат на картах различных масштабов.
  • Определение положения объектов (точек) в системах полярных и биполярных координат, нанесение на карту объектов по направлению и расстоянию, по двум углам или по двум расстояниям.
  • Способы целеуказания по карте: в графических координатах, плоских прямоугольных координатах (полных и сокращенных), по квадратам километровой, сетки (до целого квадрата, до 1/4, до 1/9 квадрата), от ориентира, от условной линии, по азимуту и дальности цели, в системе биполярных координат.
  • Решение задач.

1. Системы координат, применяемые в топографии: географические, плоские прямоугольные, полярные и биполярные координаты, их сущность и использование

Координатами называются угловые и линейные величины (числа), определяющие положение точки на какой-либо поверхности или в пространстве.В топографии применяют, такие системы координат, которые позволяют наиболее просто и однозначно определять положение точек земной поверхности как по результатам непосредственных измерений на местности, так и с помощью карт. К числу таких систем относятся географические, плоские прямоугольные, полярные и биполярные координаты.

 

Географические координаты (рис.1) – угловые величины: широта (j) и долгота (L), определяющие положение объекта на земной поверхности относительно начала координат – точки пересечения начального (Гринвичского) меридиана с экватором. На карте географическая сетка обозначена шкалой на всех сторонах рамки карты. Западная и восточная стороны рамки являются меридианами, а северная и южная – параллелями.

В углах листа карты подписаны географические координаты точек пересечения сторон рамки.

Рис. 1. Система географических координат на земной поверхности

В системе географических координат положение любой точки земной поверхности относительно начала координат определяется в угловой мере. За начало у нас и в большинстве других государств принята точка пересечения начального (Гринвичского) меридиана с экватором.

Являясь, таким образом, единой для всей нашей планеты, система географических координат удобна для решения задач по определению взаимного положения объектов, расположенных на значительных расстояниях друг от друга.

Поэтому в военном деле эту систему используют главным образом для ведения расчетов, связанных с применением боевых средств дальнего действия, например баллистических ракет, авиации и др.
Плоские прямоугольные координаты (рис.

2) – линейные величины, определяющие положение объекта на плоскости относительно принятого начала координат – пересечение двух взаимно перпендикулярных прямых (координатных осей Х и Y).
В топографии каждая 6-градусная зона имеет свою систему прямоугольных координат. Ось Х — осевой меридиан зоны, ось Y – экватор, а точка пересечения осевого меридиана с экватором – начало координат.

Рис. 2. Система плоских прямоугольных координат на картах

Система плоских прямоугольных координат является зональной; она установлена для каждой шестиградусной зоны, на которые делится поверхность Земли при изображении ее ни картах в проекции Гаусса, и предназначена для указания положения изображений точек земной поверхности на плоскости (карте) в этой проекции.

Началом координат в зоне является точка пересечения осевого меридиана с экватором, относительно которой и определяется в линейной мере положение всех остальных точек зоны. Начало координат зоны и ее координатные оси занимают строго определенное положение на земной поверхности.

Поэтому система плоских прямоугольных координат каждой зоны связана как с системами координат всех остальных зон, так и с системой географических координат.Применение линейных величин для определения положения точек делает систему плоских прямоугольных координат весьма удобной для ведения расчетов как при работе на местности, так и на карте.

Поэтому в войсках эта система находит наиболее широкое применение. Прямоугольными координатами указывают положение точек местности, своих боевых порядков и целей, с их помощью определяют взаимное положение объектов в пределах одной координатной зоны или на смежных участках двух зон.

Системы полярных и биполярных координат являются местными системами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Координаты широта и долгота

В войсковой практике они применяются для определения положения одних точек относительно других на сравнительно небольших участках местности, например при целеуказании, засечке ориентиров и целей, составлении схем местности и др. Эти системы могут быть связаны с системами прямоугольных и географических координат.

2. Определение географических координат и нанесение на карту объектов по известным координатам

Географические координаты точки, расположенной на карте, определяют от ближайших к ней параллели и меридиана, широта и долгота которых известна.
Рамка топографической карты разбита на минуты, которые разделены точками на деления по 10 секунд в каждом. На боковых сторонах рамки обозначены широты, а на северной и южной — долготы.

Рис. 3. Определение географических координат точки по карте (точка А)и нанесение на карту точки по географическим координатам (точка Б)

Пользуясь минутной рамкой карты можно:
1. Определить географические координаты любой точки на карте.

Источник: https://pg-miigaik.ucoz.com/publ/quot_chto_ehto_takoe_i_s_chem_ego_edjat_quot/opredelenie_koordinat_tochek_mestnosti_obektov_i_celeukazanie_po_karte/2-1-0-3

Географические координаты на морских картах

как находить географические координаты на карте

Итак перед нами морская карта и необходимые инструменты. У нас есть необходимые для навигации в яхтинге теоретические знания, полученные из предыдущих статей. Пора переходить к непосредственной  проработке перехода. Но не будем спешить, яхтинг не любит спешки. О том, как на карте прокладываются направления, мы уже неоднократно говорили.

Теперь пришло время поговорить о расстояниях и скоростях (ясное дело, что скорость, как таковую, не нарисуешь, а вот оценить её величину при манёврах, действии каких-либо факторов, или просчитать с её помощью время прихода в определённую точку мы, с помощью карты, можем).

Сейчас же мы разберём способы снятия и нанесения географических координат на карту.

Географические координаты на карте

Итак, расстояния у нас снимаются, как мы уже говорили, с вертикальных рамок (наиболее близко к той параллели, в которой ведётся данный участок прокладки). Для этого мы используем измеритель.

На вертикальных рамках (правой и левой) нанесены значения наших широт в градусах, минутах и десятых долях минуты (правда, в зависимости от масштаба, одна целая минута может разбиваться на деления 0,2, 0,5, вообще не разбиваться). На некоторых картах географические координаты широты приводятся в градусах, минутах и секундах дуги меридиана.

Посему, перед тем, как что-то чертить , всегда необходимо посмотреть на рамки, определиться, какими отрезками представлены минуты дуги, на какие более мелкие доли эти отрезки разбиты. Сейчас рассмотрим несколько рисунков, на которых это демонстрируется.

Здесь мы видим, что сориентироваться можно. Рамка А — это рамка обычной путевой карты масштаба 1:500 000 издания Британского Адмиралтейства. Тут наименьшим отрезком является одна морская миля. Её десятые доли в наших примерах мы прикинули «на глаз» (естественно, на выпуклый морской глаз). Рамка В — рамка карты очень крупного масштаба, почти что плана. Самое маленькое деление здесь — одна десятая доля морской мили (как мы помним, это кабельтов).

А сотые доли мы снова прикинули примерно на глаз (такая точность на практике вполне допустима). Рамка С — вполне определённо рамка плана. И самое маленькое деление здесь — сотые доли минуты. Обратите внимание, что эти самые маленькие деления приведены только на одном отрезке рамки, равном одной десятой. Так сделано для того, чтобы не перегружать рамку визуально. Иначе ей будет неудобно пользоваться.

Для наглядности я нарисовал сами измерители так, как они «работают» на самом деле, а внутри их указал значения снимаемых величин.

Думаю, что уже понятно, что рамки наносятся, в общем то, для того, чтобы ориентироваться в географических координатах на картах, в первую очередь. Расстояния мы снимаем с них в силу построения самой проекции (что нам просто удобно). Так как же теперь в этих географических координатах на карте ориентироваться? Да тоже несложно.

Только теперь мы будем использовать и горизонтальные и вертикальные рамки. При указании географических координат в яхтинге на море всегда сначала приводится широта, а потом долгота. Рамки географических координат широт у нас вертикальные, а рамки долгот — горизонтальные.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое poi

Сначала научимся находить соответствующие широты и долготы на рамках, а потом и их прокладывать. Тут тоже нужно быть внимательным (как всегда в яхтинге, а что делать). Перво-наперво следует определиться с наименованием широты (северная или южная) и долготы (западная или восточная).

Вот из рисунков приведённых выше рамок это, на первый взгляд, не ясно, ведь наименования широт там не указаны. Это так. А подумать?

Географические координаты широты на карте

Мы уже изучили в предыдущих статьях достаточно много теории, чтобы попытаться приложить её к практике. Ведь географические координаты широты у нас идут от нуля на экваторе до 90° на полюсах. Северный полюс всегда будет в верхней части.

И если значения широт у нас увеличиваются от нижней части к верхней, то, значит, мы находимся где-то на отрезке пути от экватора на северный полюс, т.е., в северном полушарии. Так, все наши рамки находятся как раз в северном полушарии.

Если же значения широт, наоборот, увеличиваются «сверху вниз», то есть чем ниже мы спускаемся по рамке , тем значение широты больше, то мы — в южном полушарии и наши географические координаты широты будут иметь наименование S.

Далее само значение широты приводится тоже, как бы по нарастающей. Сначала целые градусы, потом (в сторону увеличения широты) минуты и доли минут.

Так на практике мы, определив, куда (вверх или вниз) растёт наша широта (а растёт она от нуля градусов!), определяя её, сначала найдём, через какое целое значение градуса она «проползла», а потом — до какого значения минут и долей минуты «доползла».

В этом вопросе неопытные яхтсмены часто путаются.На рисунке указаны географические координаты на карте, соответствующие каждому положению игл каждого из измерителей.

В южном полушарии картина будет «зеркальная», то есть широта будет «ползти» вниз. Её значения будут увеличиваться сверху вниз.Ну, вроде о широте представление получили.

Географические координаты долготы на карте

Теперь перейдём к географическим координатам долготы на карте. Опять будем иметь тот же принцип. Только если в случае с широтами мы оперировали понятиями вверх-вниз, то долготы будут «ползать» вправо-влево. Соответственно, восточная долгота ползёт вправо, а западная — влево.

По этим принципам мы точно также сможем определить в каком, восточном или западном положении мы находимся. Правда наименование долготы всегда приводится и так. Но а если вдруг и не приведут, так нам бояться нечего, нас не запугаешь, мы ведь не зубрилы, нам, главное, принцип ясен.

А против принципа в яхтинге не попрёшь! Для полного понимания я снова нарисую картиночку.

Практические задачи по географическим координатам на картах

А сейчас порешаем немного практические задачи. Первая из них звучит: «Как по имеющимся географическим координатам на карту нанести точку?».Перво-наперво находим географические координаты долготы по нижней рамке и прикидываем, к какому, левому или правому краю будет ближе наша точка (это чисто для удобства).

Затем, на соответствующей (левой или правой) вертикальной рамке находим значение данной широты. Иглу циркуля устанавливаем на точку пересечения ближайшей к значению нашей широты параллели с рамкой, а карандаш — на само значение широты. (Действие 1).Находим ближайший к нашей долготе меридиан.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как обновить карты на навигаторе explay

Из точки его пересечения с той же параллелью, «в которую мы утыкали иглу циркуля» откладываем на меридиане значение широты. Получаем точку А и расстояние а. (Действие 2).

Утыкаем иглу в точку пересечения ближайшего к нашей долготе меридиана (на котором мы только что откладывали широту) с нижней рамкой, а карандаш — в само значение долготы. (Действие 3).

Теперь, не меняя раствора циркуля, откладываем полученную величину долготы на параллели из точки пересечения ближайших параллели и меридиана (из этой точки мы уже откладывали значения широты). Получаем точку В и расстояние b. (Действие 4).Из точки А откладываем расстояние b, а из точки В — расстояние А. В пересечении их и будет искомая точка.Теперь более менее ясно. Ту же самую задачу можно решить и с помощью параллельной линейки, карандаша и циркуля, или измерителя.

Параллельной линейкой переносим линию широты до точки А, после чего выполняем действия 3 и 4. Вообще говоря, вариантов много, главное понять суть. А суть такова: чтобы получить точку по заданным географическим координатам на карте, нужно любым доступным геометрическим способом проложить из отметки широты на рамке эту широту (продолжить параллель), а из отметки долготы — долготу (продолжить меридиан). В точке их пересечения — искомое местоположение .

Суть операции по снятию географических  координат на карте уже находящегося там объекта точно такая же. Просто порядок действий обратный тому, который мы только что разобрали. Можно использовать только измеритель, а можно и параллельную линейку.

Измерителем берётся расстояние до ближайшей параллели (аналогично действию 2). Не меняя раствор циркуля, одну его иглу ставим в точку пересечения этой ближайшей параллели со шкалой широт на вертикальной рамке , другую — на шкалу широт.

Снимаем искомое значение широты (аналогично действию 1).

Измерителем берётся расстояние до ближайшего меридиана (аналогично действию 4). Не меняя раствор циркуля, одну его иглу ставим в точку пересечения этого ближайшего меридиана со шкалой долгот на горизонтальной рамке , другую — на шкалу долгот. Снимаем искомое значение географических координат долготы. (Аналогично действию 3).

Параллельной линейкой действуем следующим образом. Устанавливаем её параллельно ближайшей широтной линии (параллели), накладываем сверху транспортир и держим его. Линейку двигаем, удерживая вплотную к основанию транспортира до пересечения с сеткой широт на рамке. В пересечении снимаем широту.

Точно так же и с долготой, только линейку устанавливаем параллельно меридиану.

Говоря о географических координатах на картах , нелишне будет разобрать один небольшой момент. Довольно часто в яхтинге случается, что, по каким-либо причинам, некая точка находится за рамкой, но совсем недалеко и при этом нет необходимости переходить на другую карту.

При такой ситуации у нас есть возможность нанести точку заданных географических координат на карте и за ее рамкой (если, конечно, нам позволяет пространство свободных полей). Для этого нужно просто продолжить координатные сетки широт и долгот, нанеся на них значения градусов, а далее пользоваться этими, продолженными сетками .

В некоторых случаях (но это случается крайне редко) можно даже приклеить к оборотной стороне карты чистый лист бумаги, который увеличит размер свободного поля и продолжать координатную сетку на этом чистом листе. Демонстрирую наглядно.
В заключение данной статьи о географических координатах на картах  хочется остановиться на процессе перехода с карты на карту и заострить внимание на этом вопросе.

Переход с одной карты на другую в яхтинге производится, если путь яхты продолжается за пределами данной карты, или появляется необходимость использовать карту другого масштаба для конкретных обстоятельств плавания.

Источник: https://wind-sail.ru/navigation/geograficheskie-koordinaty-na-morskih-navigacionnyh-kartah/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Системы навигации и позиционирования
Алгоритм поиска кратчайшего пути

Закрыть